В Сызрани отметили 200 летие Шихабутдина Марджани.

     18 января в мечети "Азан" состоялось мероприятие посвященное 200-летию со дня рождения видного татарского ученного богослова Шихабутдина Марджани. На это торжество приехал муфтий Самарской области Талиб-хазрат Яруллин. Так же участвовали имамы мечетей города, председатель Татарского культурного центра "Туган тел" Галиулла-хаджи Габдрашитов, председатель Комитета Сызранской Городской Думы по социальной политике Ильдус Гильманов, аксакалы со всех мечетей, предприниматели мусульмане.

 Прекрасно и четко на двух языках мероприятие вел Найль Юсупов. Он рассказал о юбиляре великом татарском ученным богослове с мировым именем Шихабутдине Марджани и его жизненном пути.

     Выступая с приветственной речью муфтий Талиб-хазрат отметил о том, что Марджани со своими передовыми новаторскими идеями опережал время. Он заложил началу нового в татарском исламе движения позже названном джадидизмом (новаторство). То есть он вышел с предолжением в мусульманских учебных заведениях ввести и научные светские предметы. 

    Так же в своем приветсвенном слове имам-мухтасиб Илгизар-хазрат Сагдеев отметил о том, что Марджани-хазрат хоть и являлся новатором в исламской мысли, но делал это очень осторожно не ломая устоев предлагая вернуть науку в исламское образование так, как именно через мусульман Европа познакомилась с мировой наукой и цивилизацией. Так же Илгизар-хазрат отметил о том, что Шихабутдин Марджани кроме новаторских идей встал на путь тариката и достиг степени муршида Нахшибандийского ордена.

 

     После всех вступлении и поздравлении имам мечети "Азан" Фарид-хазрат Ибрагимов поблагодарив отметил о том, что нам мусульманам необходимо больше общаться, встречаться, проводить совместные мерроприятия для того, чтоб переодалеть возникающие иногда к сожалению непонимания и разногласия. Так, же он предложил: 2018 год в Казани  объявили годом Марджани, а мы объявим годом единения.

     Вот здесь, мне как имам-ахунду (первому заместителю муфтия) Регионального Духовного управления мусульман Самарской области и имам-мухтасибу Сызранского Мухтасибата-филиала РДУМ СО хочется немного раскрыть и проанализировать эту идею.

 Единство это то, что жизненно необходимо любому обществу мусуьманскому в том числе. Но единство достигается путем усилии со стороны всех заинтересованных в этом лиц. Говоря о мусульманском сообществе Сызрани можно отметить о том, что мусульмане Сызрани прежили несколько этапов развития. 

    Первый этап начался 30 лет назад когда задул свежий ветер перемен в стране и кончилась эпоха яростного атеизма. Тогда в далеком 1988 году мусльмане города организовали общество во главе с Абдулхак бабаем Хаметовым. В 1989 году открылась первая в городе мечеть на ул.Декабристов 59 и она вызвала большой духовный подъем среди мусульман. Конечно это было не новое здание, а бывший железнодорожный барак. Но и это в то время было большим достяжением. Вот это и было первым объединением. Почти в то же время в 1990 году образовалось первое в городе татарское общество "Туган тел" во главе с Галиуллой Габдрашитовым. Это тоже объединение сыгравшее огромную роль в развитии татарской культуры и языка в Сызрани. Галиулла ага вместе с энтузиастами организовал первый возможно в истории Сызрани Сабантуй! В это же время как из родительского дома отделяются дети, так же из мусульманской общины на ул.Декабристов стали отделяться другие приходы: в пос.Новокашпирский, в Верхнем Засызране, на Образцовской площадке.

      Второй этап начался с создания Исламского благотворительного фонда во главе с Муслимом Вяльшиным. Ему в этом богоугодном деле помогали Тагир Вяльшин и Мигдят Мязитов. Этот фонд объединил единомышлинников предпринимателей с целью оказания помощи татарской культуре, а так же мусульманским приходам. Здесь я не буду перечислять их многогранную деятельность, но отмечу о том, что они первыми заговорили о необходимоси строительства Соборной мечети отвещающим всем требованиям Ислама и градостроительной науки. Именно по инициативе Тагира Алексеевича Вяльшина в Сызрани в 2000 году открылся Сызранский Мухтасибат-филиал РДУМ СО во главе с Илгизар-хазратом Сагдеевым главной целью которого стало объединение мусульманских приходов и строительство Соборной мечети. Как же объединять уже разделеные на четыре прихода мусульман? Поистине Сызранский Мухтасибат не является юридической организацией, а имеет статус филиала Регионального Духовного управления мусульман Самарской области и поэтому не может юридически объединить мусульманские приходы.

Имам-мухтасиб призван быть духовным наставником для имамов и мусульман, призывающий к соблюдению норм Ислама, следованию в религиозной практике мазхаба (правовой школе) Имама Абу Ханифы р.г., что записано в Уставах мусульманских религиозных организации. С самого начала создания Сызранского Мухтасибата Илгизар-хазрат вместе с единомышлиннками занимался поиском и запросами по участкам для строительства Соборной мечети. Но в 2001 году тогдашний Глава города Василий Янин предложил нам достроить мечеть "Азан"на Образцовской площадке ставшей к тому времени долгостроем и заросший бурьяном, а затем вернуться к вопросу о месте под строительство Соборной мечети. Первым делом я поехал к тогдашнему директору Новокашпирсого завода теплоизоляционных материалов Ильдусу Гаязовичу Гильманову. Он выразил свою полную поддержку и предложил создать Попечительский Совет по строительству мечети "Азан"во главе с Шабуровым Максудом Каримовичем. Воодушевленный созданию этого совета тогдашний имам прихода "Азан" Хафиз бабай Рязапов принялся с большой энергией к строительству. Поистине он Имам с большой буквы являлся мотором этой стройки. Строили мечеть "Азан" всем миром. Это было действительным объединением! В 2006 году мечеть "Азан" раскрыла двери для прихожан. Самым благородным поступком Хафиз бабая стало передача совсем молодому юноши Фариду Ибрагимову, после завершения строительства, должности имама! Поэтому молодым людям которые собрались вокруг Фарид-хазрата нужно не забывать об этом. Нужно чтить и сохранить преемственность поколении.

    Сызранский Мухтасибат благодаря помощи щедрых мусульман занимался выпуском газеты "Булгар", созданием татарского молодежного клуба "Яшьлек" и многим другим перечислять которых нет необходимости. В это же время было создано Духовно-культурное объединение татар во главе с депутатом Сызранской Городской Думы Ильсуром Гильмановым, в котором были объединены Сызранский мухтасибат, все мусульманские приходы, общество "Туган тел". Естественно оно не могло иметь юридического статуса, но стало толчком для создания в 2007 году Национально-культурной автономии татар городского округа Сызрань во главе с Ильсуром Гильмановым. С 2004 года по 2014 мы вместе с Ильсур Гаязовичем совместно организовывали татарский праздник Сабантуй.

Третий этап начался в 2011 году когда Местной мусульманской религиозно организации "Сызранская Соборная мечеть"во главе с Илгизар-хазратом Сагдеевым было определено место под строительство Соборной мечети. А само строительство начато в 2014 году. Строительство Соборной мечети сейчас является самым значительным, важным и общим делом мусльман города. Именно такие проекты и являются объединительной силой. Но к сожалению есть некоторые татары, вернее один, который заявляет о том, что с 2000-го года не было развитие мусульманской общины. Но, ему откудо знать про это, если он как говорится по татарски "кеше арасына яңа чыкты" то, есть он только что среди собственного народа и появился, а в те времена занимался делами далекими от исламского шариата. Кто этот человек даже называть не буду....

     Но в Сызрани в настоящее время создалось уникальная ситуация когда приходы имея согласно их Уставов хозяйственную самостоятельность занимаются решением собственных задач и интересов. Так же и предпринимательское сообщество разделилось по предпочтениям: каждый старается помогать мечетям в которую ходит сам. Но в этом нет ничего предосудительного. Как говорится-своя рубашка ближе... Но стоит вспомнить тем кто участвовал в этом: мечеть "Азан" ведь строили всем миром.

 Давйте же, вернемся к вопросу об единстве. Опять повторюсь: единство возникает когда есть единство интересов. У мусульман единство может быть на основе итагать т.е. подчинения или в хотя бы признания вышестоящих руководителей духовных наставников. Именно на уровне духовности. В Коране Аллах Всевышний говорит:" О верующие подчиняйтесь Аллаху, Его Посланнику и тем кто по Его Воле и Мудрости поставлен над вами". Посланник Аллаха Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) добавил:" Будь над вами поставлен хоть хабаши (негр) с черной как орех головой подчиняйтесь! Поистине многие народы погубило неподчинение старшим." Поэтому единство это двухстороннее движение: мы должны идти навстречу друг другу инь ша Аллах тогда и будет единство! Взамное уважение!

    Я как имам-мухтасиб обладая достаточно высокими (это не для бахвальства) для Сызрани знаниями хочу призвать тех, кто хочет получить знания или просто побеседовать пожалуйста готов. Поистине хочу тем молодым ребятам которые не знакомы с фикхом-религиозным правом нашего мазхаба и читает намаз и выполнает другие виды богослужения по другим направлениям сказать: ни в коем случай вы не виноваты и ничего вроде плохого в этом нету, ведь альхамдулиллях вы практикующие мусульмане. Но мне как имаму-мухтасибу крайне обидно (я думаю и другим имамам должно быть так, и не только должно быть так, а именно должны вести в мечетях религиозную практику по мазхабу Имама Абу Ханифы и призывать к этому других) когда дети татар и тех чьи предки более 1300 лет придерживались Ахли Сунна и правовой школы Абу Ханифы отходять от этого. Но, кроме обиды я отвечаю перед РДУМ СО и Верховным муфтием Председателем Центрального Духовного управления мусульман России Талгат-хазратом Таджутдином за сохранение этих устоев. Неужели вы новое поколение криативных, умных, активных, любящих Ислам и свою нацию ребят станете причиной отхода татар от пути наших праведных предшественников пути Ахли Сунна валь Джамагать мазхаба Имама Агъзама?

    Возможно вы это делаете по незнанию. Так пожалуйста обращайтесь, мы разъясним все. Альхамдулиллях у нас для этого есть дотаточно знании. Призываю к дискусии. Ведь в дискуссиях есть развитие исламской мысли. 

    Да чуть не забыл по оканчанию мерроприятия гостей ждал вкусный обед! Нас татар такие междлисы объединяют. Давайте побольше таких междлисов и единство будет само собой.

Как бы и кто бы не говорил альхамдулиллях у нас есть и будет единство!

 

 

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload

СВЕЖИЕ ПОСТЫ
Please reload

 Сызранский мухтасибат. 

Сайт создан на Wix.com

© 2017.